Вы здесь: Главная Об институте Кафедры Кафедра филологических дисциплин и методик их преподавания Тексты кафедры
КАФЕДРА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИК ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ
Основные сведения
Каменская Ирина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент.
Республика Крым, г. Евпатория, ул. Немичевых, д. 13/1‑А,
кабинет 6, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., +7(978)7531840
1) бакалавров по направлениям подготовки:
– 44.03.01 «Педагогическое образование», направленность «русский язык и литература», руководитель ОПОП – кандидат педагогических наук, доцент Картавая Ю. К., формы обучения – очная, срок реализации – 4 года; заочная, срок реализации – 5 лет, язык обучения – русский, с использованием программ электронного и дистанционного обучения;
– 45.03.01 «Филология», направленность «Преподавание филологических дисциплин (русский язык и литература, английский язык и зарубежная литература)», руководитель ОПОП – кандидат педагогических наук, доцент Картавая Ю. К., формы обучения – очная, срок реализации – 4 года; заочная, срок реализации – 5 лет, языки обучения – русский, английский, с использованием программ электронного и дистанционного обучения;
2) магистров по направлению подготовки:
– 45.04.01 «Филология», программа магистратуры «Русский язык и литература», руководитель ОПОП – кандидат филологических наук, доцент Шалина М. А., формы обучения – очная, срок реализации – 2 года; заочная, срок реализации – 2,5 года, язык обучения – русский, с использованием программ электронного и дистанционного обучения.
Кафедра филологических дисциплин и методик их преподавания Евпаторийского института социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» образована в январе 2015 г. на базе кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания, образовавшейся 1 ноября 2014 г. слиянием кафедры иностранных языков и кафедры украинской и российской филологии РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта). Заведующим кафедрой является кандидат педагогических наук, доцент Каменская Ирина Борисовна.
К стратегическим целям, стоящим перед профессорско-преподавательским составом кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания, относятся:
– образовательная: творческое освоение и передача научного филологического знания обучающимся; воспитание лингводидактической культуры обучающихся, подготовка высококвалифицированных педагогических и научных кадров, способных к приумножению филологических знаний, их распространению и популяризации, повышению уровня филологической культуры граждан региона;
– научная: получение значимых результатов в процессе фундаментальных и прикладных исследований по актуальным проблемам филологии, нацеленных на уточнение и совершенствование компетентностной модели бакалавров и магистров филологии и определение путей оптимизации формирования расширенного спектра их профессиональных компетенций;
– рыночная: обеспечение высокого уровня качества реализации основных образовательных программ направлений подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (направленность «Русский язык и литература»), 45.03.01 «Филология» и 45.04.01 «Филология»;
– финансовая: активный поиск внебюджетных источников финансирования за счет реализации платных образовательных услуг, участия в конкурсах грантов, федеральных и региональных программах развития образования и науки Российской Федерации;
– информационная: выпуск учебников, учебных и учебно-методических пособий, монографий, подготовленных сотрудниками кафедры; публикацию научных и научно-методических статей в реферируемых и центральных научных журналах; расширение объема виртуальной информации о всех сегментах деятельности кафедры.
Основные задачи кафедры определяются вышеперечисленными целями, а также местом кафедры в системе профессиональной подготовки бакалавров и магистров филологии, филологического образования бакалавров и магистров истории, педагогического и психолого-педагогического образования в рамках Евпаторийского института социальных наук (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского», и включают:
- модернизацию образовательной деятельности кафедры на базе современных образовательных технологий и с учетом перспективной потребности экономики региона в квалифицированных кадрах;
- совершенствование содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса подготовки бакалавров и магистров в условиях поликультурной образовательной модели;
- участие в создании современного научно-исследовательского и инновационного комплекса университета, обеспечивающего международный уровень исследований и разработок для решения актуальных проблем развития региона;
- развитие кадрового потенциала кафедры за счет создания условий для профессионального роста научно-педагогических работников;
- участие в развитии инфраструктуры Евпаторийского института социальных наук (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского» в рамках формирования продуктивной образовательной и научно-инновационной экосистемы Университета;
- повышение эффективности руководства кафедрой в рамках совершенствования организационной структуры Института и Университета.
Приоритетные направления развития кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания
Выбор приоритетных направлений развития кафедры определяется приоритетными направлениями развития ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Евпаторийского института социальных наук (филиала), а также задачами социально-экономического развития Южного федерального округа, потребностями государства в развитии критических технологий и перспективных направлений науки, возможностями эффективного использования, существующего научно-образовательного и инновационного потенциала университета, а также мировыми тенденциями развития в области экономики, науки и техники, социальных коммуникаций:
Преподаватели кафедры филологических дисциплин и методик их образования активно внедряют в образовательный процесс современные коммуникативно-информационные, в том числе дистанционные технологии, реализуют интерактивные формы обучения. Этому способствует материально-техническая база кафедры, которая соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования в части обязательных требований к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования квалификационно-образовательных уровней «бакалавр» и «магистр».
Учебные аудитории оборудованы интерактивными досками, телевизорами, мультимедиа проекторами, что позволяет обеспечить высокий уровень проведения аудиторной, самостоятельной и научно-исследовательской работы обучающихся.
В свободное от аудиторных занятий время обучающиеся имеют возможность использовать компьютерные классы, оснащенные компьютерами, подключенными к сети Интернет, для самостоятельной работы, дополнительных занятий под руководством преподавателей, подбора необходимых материалов для написания рефератов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ. Все компьютеры имеют необходимое лицензионное программное обеспечение.
Особое внимание на кафедре уделяется разработке и комплектованию необходимого минимума учебно-методических материалов для обеспечения образовательного процесса и всех видов практик. Систематически ведется целенаправленная работа по планированию и организации выпуска учебно-методической литературы.
С 2021 г. на кафедре разрабатывается комплексная научная тема «Коммуникативно-когнитивный компонент профессиональной компетентности будущего филолога в условиях электронной образовательной среды» (руководитель темы – кандидат педагогических наук, доцент Картавая Ю. К.).
Целью проводимого коллективного исследования является повышение качества профессиональной подготовки будущих учителей языка и литературы путем обеспечения эффективного формирования у них коммуникативно-когнитивного компонента профессиональной компетентности в условиях электронной образовательной среды.
Планируемые результаты исследования:
- определение содержания коммуникативно-когнитивного компонента профессиональной компетентности будущих учителей языка и литературы, функционирующей в условиях электронной образовательной среды.
- выявление организационных, учебно-методических и психолого-педагогических условий эффективного формирования коммуникативно-когнитивного компонента профессиональной компетентности будущих учителей языка и литературы, функционирующей в условиях электронной образовательной среды.
- разработка методических рекомендаций по формированию коммуникативно-когнитивного компонента профессиональной компетентности будущих учителей языка и литературы, функционирующей в условиях электронной образовательной среды;
- внедрение методики формирования коммуникативно-когнитивного компонента профессиональной компетентности будущих учителей языка и литературы, функционирующей в условиях электронной образовательной среды, в процесс профессиональной подготовки обучающихся кафедры.
Научная тема кафедры находит отражение в различных формах научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава кафедры – разработке учебно-методических пособий, методических рекомендаций, руководстве студенческими научными кружками, курсовыми и выпускными квалификационными работами обучающихся.
– дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Классный руководитель как координатор взаимодействия участников образовательного процесса»;
– дополнительная образовательная программа «Подготовка к ЕГЭ и вступительным испытаниям по русскому языку»;
– дополнительная профессиональная программа повышения – дополнительная образовательная программа «Подготовка к ЕГЭ и вступительным испытаниям по русской литературе»;
Особое внимание на кафедре уделяется организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, которая ведется в следующих направлениях:
– актуальные проблемы литературоведения;
– лингвистические аспекты профессиональной подготовки будущего словесника;
– актуальные вопросы методики преподавания русского языка и литературы.
Результаты научно-исследовательской работы апробируются на научно-практических конференциях различного уровня, публикациях в научных журналах, на региональных, всероссийских и международных конкурсах, где обучающиеся кафедры занимают призовые места.
Обучающиеся кафедры активно участвуют в культурной и спортивной жизни кафедры, института и университета, г. Евпатории: творческих и тематических конкурсах, спортивных соревнованиях. Обучающиеся участвуют в волонтерском движении, принимают участие в городских флэш-мобах, квизах, участвуют в поисковой работе.
Кураторами академических групп систематически проводятся тематические кураторские часы, в подготовке и проведении которых обучающиеся проявляют свои творческие и организаторские способности, организовываются культпоходы в театры и музеи г. Евпатории и Республики Крым. Преподаватели и обучающиеся кафедры уделяют много внимания профориентационной работе (подготовке к Дням открытых дверей, разработке профориентационных материалов).