Кафедра начального, дошкольного и психолого-педагогического образования
Прокопенко Ирина Андреевна
Структурное подразделение
Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
Кафедра
Начального, дошкольного и психолого-педагогического образования
Должность
Доцент кафедры начального, дошкольного и психолого-педагогического образования
Образование
Киевский национальный экономический университет,
Харьковский национальный педагогический университет
Научная специальность
Теория и методика профессионального образования
Ученая степень
Доктор педагогических наук
Ученое звание
Доцент
Сфера профессиональных интересов
Подготовка будущих педагогов к фасилитационному взаимодействию;
Медиаграмотность как ключевая компетенция специалиста в современном информационном обществе;
Профилактика и преодоление эмоционального выгорания педагогов;
Профессионально-менеджерская культура педагога;
Тайм-менеджмент;
Тренинговые технологии;
Детско-родительские отношения.
Педагогическая деятельность
Педагогические технологии;
Психолого-педагогические технологии;
Практикум волонтерской деятельности;
Маркетинг образовательных услуг;
Педагогическая фасилитация;
Основы менеджмента;
Основы предпринимательской деятельности.
Общий стаж работы
23 года
Стаж работы по специальности
18 лет
Данные о повышении квалификации
АНО «Центр когнитивной психологии», г. Владивосток, 25.04.2023 – 25.07.2023, повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Основы когнитивно-поведенческой психотерапии», 80 часов, удостоверение о повышении квалификации № 250700208914
Монографии, научные публикации, учебные и учебно-методические пособия
Количество публикаций в научных журналах, сборниках: 49
Количество учебных и учебно-методических изданий: 10
Количество монографий: 4 (1 единоличная, 3 коллективные)
Количество публикаций на иностранных языках: 8 (англ.)
Количество публикаций в международных наукометрических базах: 3 (2 Scopus, 1 Web of Science)
Количество авторских свидетельств: 4
Монографии
Прокопенко И.А. Подготовка будущих учителей к фасилитационному взаимодействию с обучающимися учреждений общего среднего образования: теоретический и методический аспекты (на украинском языке). – Харьков: СГ НТМ «Новый курс», 2020. 403 с.
Коллективные монографии
Theory and Practice of Future Teacher’s Training for Work in New Ukrainian School : monograph / Edit. I. F. Prokopenko, I. M. Trubavina. Prague : Oktan Print, 2020. 674 pp. (in English)
Эффективные стили взаимодействия и формы обучения в образовании взрослых. Образование взрослых: мировые тенденции, украинские реалии и перспективы: коллективная монография (на украинском языке). – Киев: Институт образования взрослых НАПН Украины, 2020. 544 с.
Пріоритетні напрями розвитку національної економіки України в контексті глобалізаційних викликів : кол. моногр. / МОН України, ХНПУ імені Г.С.Сковороди / за заг. ред. акад. І. Ф. Прокопенка. – Харків : ХНПУ, 2018. 196 с.
Статьи на английском языке в научных
периодических изданиях
Prokopenko I. A. etc. The influence of a special technique for developing coordination abilities on the level of technical preparedness and development of psycho-physiological functions of young volleyball players aged 14-16. Journal of Physical Education and Sport (JPES). Online ISSN: 2247 - 806X. Vol.18. Issue 3. September 2018. P. 1445-1454. (Scopus)
Prokopenko I. A. etc. Fitness aerobics as a means of recovery the physical capacity of young volleyball players (boys and girls). Trends in Sport Sciences. 2018. Vol. 3 (25). P. 131-142. (Scopus)
Prokopenko I. A. etc. Psychophysiological factors of special working capacity in contact command game kinds of sports (rugby on an example). Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. ISSN: 0975-8585. September-October 2018. Р. 665-679. (WoS)
Prokopenko I. A. Problems of organization of facilitation interaction between teacher and student. Journal of Education, Health and Sport. eISSN 2391-8306. 2018. Vol. 8(5). P. 419-428.
Prokopenko I. A. The facilitation style of interaction as productive teaching style. Středoevropský věstník pro vědu a výzkum. Praha : Publishing house Education and Science, 2020. Vol. 4 (65) P. 36-42.
Prokopenko I., Shtefan M. The role of pedagogical facilitation in the organization of artistic and productive activities of younger pupils. Polish Science Journal. Warsaw : Wydawnictwo Naukove «iScience», 2020. Vol. 8 (29) P. 42-48.
Prokopenko I. A. Facilitation qualities of the future teacher. Journal of Education, Health and Sport. eISSN 2391-8306. 2020. Vol. 10 (9). P. 1018‑1028.
Последние научные публикации:
Фасилитационное взаимодействие в дистанционном образовании педагогических университетов (на украинском языке). Прокопенко І. А. Фасилітаційна взаємодія в дистанційній освіті педагогічних університетів. Новий колегіум. Харків: Колегіум, 2020. Вип. 3 (101). С. 63-67.
Реализация системы подготовки будущих учителей к осуществлению фасилитационного взаимодействия с учащимися (на украинском языке). Прокопенко І.А. Реалізація системи підготовки майбутніх учителів до здійснення фасилітаційної взаємодії з учнями. Інноваційна педагогіка. Одеса: Видавничий дім «Гельветика», 2020. Вип. 27. С. 143-148.
Дистанционное обучение как катализатор развития современного образования и науки на основе фасилитации (на украинском языке) Прокопенко А.І., Прокопенко І.А. Дистанційне навчання як каталізатор розвитку сучасної освіти і науки на засадах фасилітації. Pedagogical and psychological education as a component of the education system in Ukraine and the EU countries: scientific and pedagogic internship (August 3 – September 11, 2020). Poland, Wloclawek. P. 181-184.
Готовность учителя к осуществлению фасилитационного взаимодействия с учащимися как психолого-педагогическая проблема (на украинском языке). Прокопенко І.А. Готовність учителя до здійснення фасилітаційної взаємодії з учнями як психолого-педагогічна проблема. Педагогіка формування творчої особистості у вищій і загальноосвітній школах. Запоріжжя : КПУ, 2020. Вип. 68. Том 2. С. 136–141.
Исследование проблемы фасилитационного взаимодействия учителя с учащимися в зарубежной теории и практике (на украинском языке). Прокопенко І.А. Дослідження проблеми фасилітаційної взаємодії учителя з учнями в зарубіжній теорії та практиці. Науковий часопис НПУ імені М. П. Драгоманова. Серія 5. Педагогічні науки: реалії та перспективи. Київ, 2020. Вип. 74. С. 122-126.
Технологический арсенал системы подготовки будущих учителей к фасилитационному взаимодействию с учащимися (на украинском языке) Прокопенко І.А. Технологічний арсенал системи підготовки майбутніх учителів до фасилітаційної взаємодії з учнями. Педагогіка та психологія. Харків : ХНПУ, 2020. Вип. 63. С. 133-142.
SWOT-анализ цифровизации высшего педагогического образования в Украине (на украинском языке). Прокопенко А. І., Прокопенко І.А. SWOT-аналіз цифровізації вищої педагогічної освіти в Україні. Духовно-інтелектуальне виховання і навчання молоді в ХХІ столітті : міжнар. період. зб. наук. пр. Харків: Всесвіт. наук. ноосфер.-онтол. т-во, 2021. Вип.3. С. 244–249.
Прокопенко И.А. Проблема формирования ассертивности будущих педагогов. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: сборник трудов III Международной научно-практической конференции, 14-15 декабря 2023, г. Евпатория. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2024, с. 20-24.
Прокопенко И.А. Проблема повышения эффективности управления персональным временем и её актуальность для обучающихся старших классов // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта: РИО ГПА, 2024.
Прокопенко И.А. Медиаграмотность как ключевая компетенция специалиста в современном информационном обществе. Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: сборник трудов XI Всероссийской научно-практической конференции, 11-12 апреля 2024 года, г. Евпатория.
Учебные и учебно-методические пособия
Курс лекций по сравнительной педагогике (на украинском языке). Курс лекцій з порівняльної педагогіки / [колектив авторів]; за заг. ред. Г.В.Троцко. – Харків: ХНПУ, 2007. 264 с.
История педагогики (на украинском языке). Історія педагогіки / [колектив авторів]; за заг. ред. Г.В.Троцко. – Харків: ХНПУ, 2008. 545 с.
Основы экономической теории. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений неэкономических специальностей (на украинском языке). Основи економічної теорії. Навчальний посібник для студентів закладів вищої освіти неекономічних спеціальностей / [колектив авторів]; за заг. ред. акад. І.Ф. Прокопенка. – Харків: ХНПУ, 2015. 258 с.
Сто старинных романсов: Хрестоматия вокально-педагогического репертуара для студентов-магистрантов высших педагогических учебных заведений (на украинском языке). Сто старовинних романсів: Хрестоматія вокально-педагогічного репертуару для студентів-магістрантів вищих пед. мистецьких навчальних закладів освіти. IX-ч. / [Голубничий Л.П., Богачова Т.Ю., Прокопенко І.А.] – Харків: ХНПУ, 2016. 237с.
Технология формирования профессионально-менеджерской культуры будущего учителя: научно-методические рекомендации (для студентов, аспирантов и преподавателей высших педагогических учебных заведений) (на украинском языке). Іонова О.М., Прокопенко І.А. Технологія формування професійно-менеджерської культури майбутнього вчителя: науково-методичні рекомендації (для студентів, аспірантів і викладачів вищих педагогічних навчальних закладів). – Харків: ХНПУ, 2007. 52 с.
Методические рекомендации по курсу "Основы менеджмента" (для студентов неэкономического направления подготовки) (на украинском языке). Прокопенко І.А. Методичні рекомендації з курсу «Основи менеджменту» (для студентів неекономічного напряму підготовки). – Харків: ХНПУ, 2014. 22 с.
Основы педагогической фасилитации: методические рекомендации по проведению занятий педагогической студии (на украинском языке). Прокопенко І.А. Основи педагогічної фасилітації: методичні рекомендації до проведення занять педагогічної студії. – Харків : Мітра, 2019. 26 с.
Визуальное искусство как средство профилактики и преодоления эмоционального выгорания педагогов. Методические рекомендации к проведению семинара-практикума (на украинском языке). Візуальне мистецтво як засіб профілактики та подолання емоційного вигорання педагогів: методичні рекомендації до проведення семінару-практикуму / [Прокопенко І.А., Твердохліб Т.С., Чеботова Я.В.]; за ред. І.А. Прокопенко. – Харків : ХНПУ, 2019. 52 с.
Развитие мягких навыков будущих педагогов: методические рекомендации по проведению тренинговых занятий (на украинском языке). Прокопенко І.А. Розвиток м’яких навичок майбутніх педагогів: методичні рекомендації до проведення тренінгових занять. – Харків : Мітра, 2020. 24 с.
Менеджмент высшего образования: методические рекомендации для семинарских занятий и самостоятельного изучения дисциплины соискателями образования неэкономических специальностей (на украинском языке). Менеджмент вищої освіти: методичні рекомендації для семінарських занять та самостійного вивчення дисципліни здобувачами освіти неекономічних спеціальностей / [Гура А.О., Гуцан Т.Г., Зеленько О.О., Ночвіна I.О., Прокопенко I.А., Рядинская I.А.] – Харків : Мітра, 2020. 113 с.
Конференции, научные мероприятия
Дистанционное образование: реалии и перспективы: международная научно-практическая конференция (12 декабря 2018 года, г. Харьков);
Инновационные педагогические технологии в цифровой школе: научно-практическая конференция молодых учёных (15-16 мая 2019 года, г. Харьков);
Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского: международная научно-практическая конференция (27 сентября 2019 года, г. Харьков);
Психолого-педагогические проблемы высшего и среднего образования в условиях современных вызовов: IV международная научно-практическая конференция (12 декабря 2019 года, г. Харьков);
Наука и образование в исследованиях молодых учёных: международная научно-практическая конференция (14 мая 2020, г. Харьков);
Paradigmatic view on the concept of world science: международная научно-практическая конференция (21 августа 2020 года, Канада, г. Торонто)
Science, education, innovation: topical issues and modern aspects: международная научно-практическая конференция (16-18 декабря 2020 года, Эстония, г. Таллин);
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Профессионализм педагога: в свете идей К.Д. Ушинского» (12-13 октября 2023 года, г. Ялта);
III Международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» (14-15 декабря 2023, г. Евпатория);
Первый тур медиафорума при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (22-23 ноября, г. Симферополь);
Второй тур медиафорума при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (9-10 декабря, г. Евпатория);
Третий тур медиафорума при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (19-20 января, г. Ялта);
Круглый стол «Актуальные вопросы исторической науки» (ЕИСН, кафедра истории и правоведения, 8 февраля 2024 года, г. Евпатория);
Разговор с учёным (МБОУ «Гимназия №8 г. Евпатории», 9 февраля 2024 года);
Онлайн-семинар «Фундаментальная наука в педагогическом ВУЗе - идеальный инструмент пропедевтики прорывных технологий» (27 февраля 2024 года, Московский педагогический государственный университет);
Форум «Школа актива Движения Первых» (22 марта, г. Евпатория);
XI Всероссийская научно-практическая конференция «Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога» (11-12 апреля 2024 года, г. Евпатория).
Руководство научной работой обучающихся
Новик М. Ю. «Корейская поп-культура как фактор возникновения девиаций в социокультурном поведении современных подростков». Диплом 1 степени на XI Всероссийской научно-практической конференции «Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога» (11-12 апреля 2024 года, г. Евпатория).
Участие в проектах
Грантовые проекты:
«Визуальное искусство как средство профилактики и преодоления эмоционального выгорания педагогов» (локализация проекта: г. Харьков и Харьковская область, 2019 год);
«Медиафорум» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (локализация проекта: Республика Крым, 2023-2024 год).