Директор Евпаторийского института социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Глузман Неля Анатольевна
Должность
Директор, заведующая кафедрой начального, дошкольного и психолого-педагогического образования
Ученая степень
Доктор педагогических наук
В 2011 г. защитила докторскую диссертацию в Государственном учреждении «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко» под руководством действительного члена Национальной академии педагогических наук Украины Савченко Александры Яковлевны.
Ученое звание
Профессор
Научная специальность
5.8.7. Методология и технология профессионального образования
Образование
- Симферопольский государственный университет имени М.В. Фрунзе; квалификация «Математик. Преподаватель»
- Дополнительное профессиональное образование «Управление образовательными организациями».
Сфера профессиональных интересов
Профессиональная подготовка педагогов, проблемы начального образования, дошкольного образования, профессионализм педагога, подготовка будущих учителей математики, реализация компетентностного подхода в системе образования.
Общий стаж работы
33 года
Стаж работы по специальности
30 года
Данные о повышении квалификации (за последние 4 года)
- ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» по программе «Использование электронной информационно-образовательной среды в образовательном процессе образовательных учреждений высшего образования», г. Симферополь. (№823200005565, рег. № 070920-259 от 14.09.2020 г.)
- АНО ДПО Многопрофильный центр «Феникс», г. Челябинск по программе «Противодействие коррупции», 72 ч. Удостоверение о повышении квалификации 743101549040 от 20 ноября 2020 г.
- Повышение квалификации по охране труда «Изменение трудового законодательства в области охраны труда с 01.09.2022 года (внеочередная проверка знаний)» удостоверение от 19.07.2022 г. № 22-39-ОТ/22-79
- Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Единый центр подготовки кадров". Повышение квалификации руководителей организации, лиц, назначенных руководителем организации за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 человек и более
Удостоверение № 88150/12190-1 от 01.06.2023
- ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» по программе «Системные образовательные технологии в системе высшего образования». Удостоверение № 23-479 от 07.07.2023
- ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» по программе «Обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) образовательной организации высшего образования» Удостоверение № 823103612256 от 30.01.2024
- ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» по программе «Профилактика терроризма». Удостоверение № 823103612169 от 30.01.2024
- Евпаторийский институт социальных наук (филиала) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» программа «Основы дефектологии: особенности работы в условиях реализации ФГОС» (36 часов) (Удостоверение о повышении квалификации № 823100462588 от 14.03.2024 г.).
Педагогическая деятельность
Методика преподавания математики в начальной школе
Награды
- Почетная грамота Министерства образования и науки Автономной Республики Крым (приказ № 603-р от 03.09.2007 г.);
- Грамота председателя Совета министров Автономной Республики Крым (приказ № 603-р от 03.09.2007 г.); − Почетной грамотой Министерства образования и науки Украины (приказ № 793-к от 06.09.2007 г.);
- Медаль Национальной Академии педагогических наук Украины «Ушинский К.Д.» (приказ №21 от 20.06.2013 г.);
- Значок «Отличник образования Украины» (приказ № 809-к от 26.08.2009 г.);
- Благодарность Главы Республики Крым (приказ от 10.2015 г.);
Почетной грамотой ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (приказ №92 от 13.10.2016 г.);
- Общенациональная премия «Профессор года – 2018» в номинации «Педагогические науки» (Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание»);
- Почетная грамота Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (приказ от 18 сентября 2019 г.)
Член редколлегии
- Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки – член редакционной коллегии; сборник включен в РИНЦ (ISSN: 2686-9721,- 2001, Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ №ТУ 20-00120 от 19.08.2019. Режим доступа к номерам журнала: https://www.elibrary.ru/title_about_new.asp?id=73606
- Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога // Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) / Симферополь, 2022. (Евпатория, 14-15 апреля 2022 г.). / Ред. кол. Н.А. Глузман, В.А. Романов, Н.В. Давкуш, Н.Н. Колосова, А.В. Хитрова; под общ. ред. Н.А. Глузман.
Публикации
AuthorID: 834288
Ссылка на профиль автора:
https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=834288
Число публикаций на elibrary.ru 217
Число публикаций в РИНЦ 178
Число цитирований из публикаций на elibrary.ru 1004
Число цитирований из публикаций, входящих в РИНЦ 791
Индекс Хирша по всем публикациям на elibrary.ru 18
Индекс Хирша по публикациям в РИНЦ 15
Число публикаций, процитировавших работы автора 564
Число ссылок на самую цитируемую публикацию 59
Число публикаций автора, процитированных хотя бы один раз 115
Число статей в зарубежных журналах 10
Число статей в российских журналах 86
Число статей в российских журналах из перечня ВАК 80
Участие в публикациях:
автор 179
редактор 8
рецензент 6
научный руководитель 14
член редакционной коллегии 4
Публикации (2019–2023 гг.)
Статьи в журналах, входящих в Web of Science и Scopus
- Beznosyuk E.V., Gluzman N.A. Methodology for diagnostics and coordination of individual motor activity of future teachers // Theory and practice of physical education. No. 12. P. 72.
- Gluzman N.A., Suprun A.A. Physical education of students of cadet classes of the Republic of Crimea in the context of specialized education // Theory and practice of physical education. 2024. No. 6. P. 111.
- Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Forming future teachers' competence in developing electronic educational resources using html5 as an alternative to adobe flash // В сборнике: CEUR Workshop Proceedings. 4. Сер. "DLT 2019 - Selected Papers of the 4th All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation "Distance Learning Technologies" 2021. С. 159-169.
- Салмова А.И., Парфенова Л.А., Глузман Н.А. Методика начального этапа спортивной подготовки бильярдистов с нарушением слуха // Теория и практика физической культуры. 2021. № 11. С. 65-67.
- Егоров В.Н., Глузман Н.А., Антипов А.В. Физическая культура в контексте современных проблем высшего образования // Теория и практика физической культуры. 2020. № 10. С. 52-54.
- Глузман Н.А. Формирование валеологической компетентности будущих учителей в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2019. № 1. С. 16.
- Глузман Н.А. Педагогическое моделирование формирования профессиональных основ будущих бакалавров по профилю «Физическая культура» // Теория и практика физической культуры. 2018. № 1. С. 52.
- Gluzman N.A., Sibgatullina T.V., Galushkin A.A., Sharonov I.A. Forming the basics of future mathematics teachers' professionalism by means of multimedia technologies // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. Т. 14. № 5. С. 1621-1633.
- Глузман Н.А., Солодников А.В. Формирование здоровьесберегающей компетенции при подготовке бакалавров по профилю «Физическая культура» // Теория и практика физической культуры. 2017. № 8. С. 49.
- Глузман Н.А. Формирование профессионального имиджа социального педагога // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 9. С. 52-69.
- Глузман Н.А., Неженская Т.В. Педагогические задачи как дидактическое средство формирования профессиональных умений будущих учителей начальных классов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 1 (31). С. 218-224.
Статьи в журналах, входящие в текущий перечень ВАК:
- Глузман Н.А. Экспериментальная программа формирования трансверсальных компетентностей будущих учителей // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 6 (109). С. 55-57.
- Глузман Н.А., Безносюк Е.В. Повышение качества высшего образования: теоретико-методический аспект // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2024. № 12. С. 169-182.
- Глузман Н.А. Генезис возникновения и становления должности «педагог-организатор» // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 85-2. С. 110-113.
- Глузман Н.А., Романов В.А. Отношение будущих учителей к инклюзивному образованию в контексте отечественного и зарубежного опыта // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 85-1. С. 117-122.
- Глузман Н.А. Трансформация функций учителя начальных классов под влиянием смешанного и дистанционного обучения // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2024. Т. 20. № 2 (36). С. 67-76.
- Глузман Н.А. Современное начальное образование в условиях вариативности // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 83-1. С. 62-65.
- Глузман Н.А., Безносюк Е.В. Модель координации профессионального роста преподавателей высшей школы // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2024. № 2 (59). С. 26-34.
- Глузман Н.А., Безносюк Е.В. Научно-теоретический базис проектирования индивидуальной образовательной траектории будущих специалистов в контексте развития высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 8. С. 119-131.
- Глузман Н.А. Трансверсальные компетентности в контексте профессиональной подготовки будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023. Т. 12. № 3 (44). С. 17-20.
- Глузман Н.А., Супрун А.А. Содержание и структура профориентационной компетентности будущих учителей-педагогов // Гуманитарные науки (г.Ялта). 2023. № 1 (61). С. 82-89.
- Глузман Н.А., Супрун А.А. Тьюторство как педагогическая технология студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2023. Т. 19. № 1 (31). С. 41-48.
- Глузман Н.А. Педагогическая рефлексология как теоретическая основа нейропедагогики // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-1. С. 19-22.
- Глузман Н.А. Тьюторство как современная модель педагогической профессии // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-2. С. 63-66.
- Глузман Н.А. "Self-book" как стратегия личностно-профессионального роста будущего педагога // Известия Российской академии образования. 2021. № 3 (55). С. 21-34.
- Салмова А.И., Парфенова Л.А., Глузман Н.А. Методика начального этапа спортивной подготовки бильярдистов с нарушением слуха // Теория и практика физической культуры. 2021. № 11. С. 65-67.
- Глузман Н.А. Опыт формирования стратегий развития высших учебных заведений в условиях глобализации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 65-68.
- Глузман Н.А. Педагогическая компетентность преподавателя в условиях дистанционного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-2. С. 50-54.
- Глузман Н.А. Теоретические аспекты проектирования процесса формирования социально-деловой компетентности будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-1. С. 97-102.
- Глузман Н.А., Давкуш Н.В. Анализ состояния подготовки магистрантов к проведению педагогических исследований в начальной школе // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 2 (55). С. 324-329.
- Глузман Н.А., Давкуш Н.В., Шпиталевская Г.Р., Горбунова Н.В. Модернизация профессиональной подготовки преподавателей как стратегия формирования их профессионализма // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. С. 78.
- Глузман Н.А. Передача знаний в контексте онлайн-базирующегося обучения: сущность, содержание, особенности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-1. С. 78-82.
- Глузман Н.А. Концептуальные основы построения стратегий развития научной и научнотехнической деятельности в учреждениях высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 19-21.
- Егоров В.Н., Глузман Н.А., Антипов А.В. Физическая культура в контексте современных проблем высшего образования // Теория и практика физической культуры. 2020. № 10. С. 52-54.
- Глузман Н.А. Иерархия и взаимозависимости компонентного состава профессионального потенциала педагога // Гуманитарные науки (г.Ялта). 2020. № 2 (50). С. 10-17.
- Глузман Н.А. Педагогические технологии развития социальной зрелости будущих учителей // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 93-98.
- Глузман Н.А. Характеристика индивидуальных стилей профессиональной деятельности будущих воспитателей детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. С. 74-77.
- Глузман Н.А. Позитивный имидж будущего воспитателя дошкольной образовательной организации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 59-62.
- Глузман Н.А. Теоретико-практические аспекты развития педагогического профессионализма преподавателей в классическом университете // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2019. № 37 (56). С. 67-76.
- Глузман Н.А. Подготовка будущих воспитателей к работе с детьми в условиях инклюзивного образования // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 3 (51). С. 139-144.
- Глузман Н.А. Психолого-педагогические аспекты исследования мотивационной сферы студентов в учебном процессе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-2. С. 53-57.
- Глузман Н.А. Концептуальные основы подготовки воспитателей к развитию социальных умений и навыков дошкольников // Гуманитарные науки (г.Ялта). 2019. № 2 (46). С. 40-44.
- Глузман Н.А. Научно-педагогические исследования по вопросам подготовки будущих педагогов-воспитателей к профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 106-109.
- Глузман Н.А. Развитие этических представлений как составляющей социальной компетентности дошкольника // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. С. 19-24.
- Глузман Н.А. Концептуальные основы подготовки будущих учителей начальных классов к работе с одаренными детьми // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2017. Т. 3. № 1. С. 3-9.
- Глузман Н.А. Психолого-педагогические требования к профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 95-98.
- Глузман Н.А. Формирование валеологической компетентности будущих учителей в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2019. № 1. С. 16.
Монографии:
- Глузман Н.А. Логико-математическое развитие дошкольников: современные стратегии / Н. А. Глузман, Н. В. Давкуш, Е. В. Безносюк. – Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2024. – 149 с.
- Глузман Н.А. Компетентностный подход в психолого-педагогическом образовании / Н. А. Глузман, Е. В. Безносюк. – Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2024. – 196 с.
- Глузман Н.А., Безносюк Е.В., Супрун А.А. Интерактивные технологии обучения в профессиональной и допрофессиональной подготовке будущих специалистов // Симферополь, 2023. – 260 с.
- Глузман Н.А, Безносюк Е.В. Взаимодействие семьи и образовательной организации: психолого-педагогический аспект: монография / Н.А. Глузман, Е.В. Безносюк. – Симферополь: 2022. – 274 с.
- Глузман Н.А., Горбунова Н.В., Безносюк Е.В., Шпиталевская Г.Р. Культурно-этические векторы профессиональной компетентности педагога: монография. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2021. – 320 с.
- Глузман Н.А. Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография / Н.А. Глузман, Н.В. Горбунова. – М. : ИНФРА-М, 2019. – 314 с.
- Глузман Н.А. Горбунова Н.В. Подготовка будущих воспитателей к работе с детьми дошкольного возраста: современные стратегии : монография / Н.А. Глузман, Н.В. Горбунова. – Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2019. – 248 с.
Учебники и учебно-методические пособия:
- Глузман Н.А., Пожидаева Т.В. Изучение нумерации и арифметических действий в начальной школе / Н.А. Глузман, Т.В. Пожидаева : учебно-методическое пособие для студ. высш. учебн. заведений. – Cимферополь : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. – 171 с.
- Теоретические основы начального курса математики: учебное пособие для профиля подготовки «Начальное образование» / Н.А. Глузман – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. – 256 с.
Международные и Всероссийские научно-практические конференции:
- Глузман Н.А. Феномен успешности сквозь призму педагогической науки // В сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник трудов III Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2024. С. 9-15.
- Глузман Н.А. Профессиональная подготовка будущих учителей к социально-педагогической деятельности в начальной школе: опыт зарубежных стран // В сборнике: Проблемы и перспективы современного дошкольного, начального и специального образования и их профессионального обеспечения. Материалы Международной научно-практической конференции. Калуга, 2024. С. 622-627.
- Смаилова М.М., Глузман Н.А. Формирование семейных ценностей посредством внеурочной деятельности у младших школьников // В сборнике: Проблемы и перспективы современного дошкольного, начального и специального образования и их профессионального обеспечения. Материалы Международной научно-практической конференции. Калуга, 2024. С. 351-359.
- Глузман Н.А. Творческая самореализация преподавателя высшей школы в системе непрерывного педагогического образования // В сборнике: Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. Сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь, 2024. С. 3-9.
- Тимашева В.Б., Глузман Н.А. Педагогика партнерства между учителем и родителями младших школьников в условиях цифрового общества // В сборнике: Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. Сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь, 2024. С. 187-192.
- Супрун А.А., Глузман Н.А. Состояние профессиональной подготовки будущих учителей к профориентационной деятельности со старшеклассниками // В сборнике: Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. Сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь, 2024. С. 116-121.
- Глузман Н.А. Идентификация личности как цель воспитания // В сборнике: Актуальные проблемы педагогики и образования. Сборник научных статей XXV международной научно-практической конференции. Брянск, 2024. С. 196-201.
- Глузман Н.А., Барин Е.А. Историко-педагогический анализ развития и содержания форм методической работы в дошкольных образовательных учреждениях // В сборнике: Актуальные проблемы регионов России: история и современность. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь, 2024. С. 77-80.
- Глузман Н.А. Теоретическое обоснование понятия «профессионально-педагогическая направленность» студентов социально-педагогических специальностей // В сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник трудов II международной научно-практической конференции. Симферополь, 2023. С. 29-35.
- Глузман Н.А. Современные тенденции формирования профессиональной компетентности студентов высших образовательных учреждениях китайской народной республике // В сборнике: Академическая наука - проблемы и достижения. Материалы XXXV международной научно-практической конференции. Bengaluru, 2024. С. 91-95.
- Глузман Н.А, Образцова Е.Н. Влияние ассертивности на формирование профессиональной компетентности социальных работников // Collection of Scientific Papers based on the results of an XXV international scientific conference «General question of world science» October 15, 2024, Marseille, France. С.4-7.
- Глузман Н.А., Супрун А.А. Эдвайзинг как современная технология академического наставничества в образовательной деятельности высшей школы // В сборнике: Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. сборник научных статей. Брянск, 2023. С. 29-35.
- Глузман Н.А. Формирование математической компетентности будущих учителей начальных классов // В сборнике: реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. //Сборник материалов X Всероссийской научнопрактической конференции. Симферополь, 2023. С. 3-9.
- Глузман Н.А. Ноосферное образование личности: вызовы времени // В сборнике: Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. сборник научных статей V международной научно-практической конференции. Брянск, 2022. С. 257-261.
- Дудник Е.В., Глузман Н.А. Текстовые задачи как средство формирования нравственных представлений первоклассников // В сборнике: Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Симферополь, 2022. С. 323-327
- Тимашева В.Б., Глузман Н.А. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения: теоретический и практический подходы // В сборнике: Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Симферополь, 2022. С. 75-87.
- Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Методические основы формирования имиджа педагога в параметрах результативно-целевой доминанты компетентносного подхода // В сборнике: Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Симферополь, 2022. С. 3-9.
- Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Теоретические основы формирования трансверсальных компетентностей на современном этапе развития общества // В сборнике: Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. сборник научных статей по материалам XXIY международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и образования» (22-23 апреля 2021 года). Брянск, 2021. С. 59-65.
- Глузман Н.А. Формирование навыков ХХІ века как условие обеспечения качества профессиональной подготовки педагога // В сборнике Международной научно-практической конференции «Начальное образование в новой реальности: направления развития, актуальные проблемы, лучшие практики» (25 октября 2021г.). Тула.
- Глузман Н.А. Формирование медиакомпетентности будущих учителей начальной школы: теоретико-педагогический аспект // В сборнике: Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь, 2021. С. 3-11.
- Gluzman N.A., O.I. Vaganova, A. Chelnokova The use of educational technologies in teaching the course "gender approach in the practical activities of the teacher" // International Scientific and Practical Conference “Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career” (ICTP 2020). SHS Web of Conf., 87 (2020) 00085
- Gluzman N.A., Kolesnik N.T., Mysin O.I. Variants of knowledge control in the distance learning system of a university //International Scientific and Practical Conference “Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career” (ICTP 2020). SHS Web of Conferences 87 (2020), 00086.
- Глузман Н.А. Место физической культуры в реализации модернизации университетского образования // В сборнике: физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и их решения. Сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. 2020. С. 55-58.
- Глузман Н.А. Субъект-субъектные отношения как ценности воспитания толерантности младших школьников // В сборнике: Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. сборник научных статей по материалам IY международной научно-практической конференции «Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования», посвященная 90-летию Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского (23-24 апреля 2020 года). Брянск, 2020. С. 130-135.
- Глузман Н.А. Проблема определения подходов к содержанию и направленности здоровьесберегающей работы будущих учителей физической культуры с учащимися начальной школы // В сборнике: Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования. Сборник материалов II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования». 2020. С. 174-179.